понедельник, 21 мая 2012 г.

Японский сад


                                                                                                   «Этот мир земной –
                                                                                                   Отражённое в зеркале
                                                                                                   Марево теней.
                                                                                                   Есть, но не скажешь, что есть.
                                                                                                   Нет, но не скажешь, что нет…»
                                                                                                                             Минамото Санэтомо


В Ботаническом саду в Москве есть небольшой уголок в котором расположился Японский сад. Посетить этот необычный уголок японской культуры давно входило в мои планы. Признаться, я тогда не понимал отличия японских садов от садов и парков европейских, и как следствие мое первое посещение было не подготовленным и разобраться в тонкостях японской культуры я не мог. Хочу сразу сказать, что я и сейчас не считаю себя знатоком японских садов, я только пытаюсь понять и разобраться в этой японской философии. Поэтому второе мое посещение японского сада было неизбежным. Во время второго посещения, картина японского сада открылась для меня уже совсем с другой стороны. Здесь же я попытаюсь объяснить увиденное мной. Возможно я где то и ошибаюсь, но это то, что увидел лично я и таким открылся для меня этот сад.

Поскольку земли в Японии мало, каждый её кусочек ухожен с особой любовью. Каждое дерево и кустик красиво сформированы и подстрижены, при необходимости снабжены опорами. Корни трогательного отношения японцев к природе лежат в синтоизме – древней языческой религии Японии, обожествляющей окружающую природу. И, как следствие, из синтоизма вытекает понимание человеком себя как составляющей части мироздания.
Европейский парк или сад воспринимается как природа, преобразованная человеком, как олицетворение его разума, воли и торжества над неорганизованным, хаотичным царством природы. Японские сады, в противоположность европейским садовым композициям, подразумевают, что в природе все гармонично – в ней изначально присутствует и красота, и разумность, и одухотворённость. Нужно только УВИДЕТЬ это. Не изменить или переделать, а только ПОНЯТЬ и РАСКРЫТЬ то, что в природе заложено. Человек может лишь выражать волю природы.
На протяжении многих столетий в Японии существовала одна главная идея: представление о человеке как о части мира природы, находящегося не над ним, не вне его, но внутри. Законы природы при этом были для человека обязательны и священны, как его собственные нравственные законы. Поэтому и смысл отношения японцев к природе никогда не мог состоять в покорении её, но только лишь в стремлении к гармонии с ней... Простота и скромность, даже некоторая аскетичность композиций японского сада, помогают забыть о повседневной суете, помогают расслабиться и предаться размышлениям…
Миниатюризация и символизм. Именно эти две характеристики японского сада выделили его из сообщества мировых садов в обособленное явление, придав статус сада с особой символической философией и культурой.
Многоярусная каменная башня (пагода) в художественной композиции, как правило, символизирует буддистский храм храм. Поскольку башня расположена сбоку от водоема и в тени зелени, это означает таинственность и загадочность храма.
Вода для человека равноценна понятию "жизнь", поэтому неудивительно, что является символом очищения во все времена и у всех народов. Поток воды – река жизни, по которой плывет корабль к острову бессмертных – Хораи-сан.
Одна из самых распространённых форм присутствия воды в саду – пруд.
В древнем трактате об устройстве садов «Сакутейки» написано: «Вода всегда принимает форму своего вместилища вне зависимости от того, красиво оно или нет. Очень важно правильно выбрать форму пруда».
Водопад – символ начала человеческой жизни. Камни для создания «горы», с которой водопад берёт начало, подбирались очень тщательно. Главный критерий подбора камней для водопада – красота естественности «саби».
Каменные фонари, которые являются одним из лучших украшений пейзажа, — неотъемлемый атрибут японского сада. Фонарь и тсукубаи символизируют единство противоположностей – Инь-Ян: огонь и вода, мужское и женское, светлое и тёмное.

Фонарь в японском саду гораздо больше, чем просто символ огня. Это символ света учения Будды, символ мировой души. Свет внутри светильной камеры фонаря символизирует Землю, которая находится под небесами и покоится на мировых водах. Значит, фонарь - это и символ света нашей планеты. В саду фонари поставлены вдоль реки жизни и тем самым сопровождая жизнь добром, теплом, светом познания.
Мост Яцухаси имеет ломаную конфигурацию, где могут быть и не закреплённые элементы. Он означает восьмиступенчатый путь постижения истины и бренность физического существования: наступил на незакрепленный элемент - и результат сразу же заставит задуматься о бренности бытия.
Соцу – интересное приспособление, которое японские крестьяне использовали на полях для отпугивания диких животных. 
Устройство соцу основано на медленном наполнении бамбуковой трубки водой. Когда трубка наполняется до краёв, то под тяжестью воды она падает, ударяясь о камень. Получается довольно громкий звук, который и отпугивает животных. 
Каждый камень в таком саду несет свою символическую нагрузку. Небольшой камень может стать холмом. А в тяжёлом, старом, большом камне японец традиционно увидит гору, почувствует стабильность и защищенность.
Сады камней символизирует бесконечную, непознаваемую Вселенную. Это определило строгие канонические законы построения таких садов.
В Японии ценят камни не только за природную красоту, но и за их чистое звучание.
«Какая ерунда!» - скажет на это европеец, а японец поведает целую поэму о «звучании» каждого камня.
Изречение Настоятеля дзенского монастыря: «Камни в саду расположены так, что их невозможно увидеть одновременно. В какой точке ни расположись,- всё равно, хоть один камень да ускользает от взора. Это создает чувство, что сад бесконечен, что нет у него границ. Так же, как нет границ у мироздания».
Сад камней расположен перед территорией японского сада. Вероятно некоторые мамаши решили, что это большая песочница.
Символически показывают море, покрыв гравием серо-голубых тонов обширную территорию и ограничив её берегами. Нанеся соответствующий рисунок при помощи специальных граблей, делают море спокойным, волнующимся или же бушующим. 
Если в округлую композицию из больших камней вписать «гладь» серого гравия, то получится символический образ морского залива. 
Гравием коричневых оттенков символически изображают землю. 
Другой цвет гравия - и уже меняется смысл композиции, приобретают другое звучание Картины сада.
Дорожки в японском саду символизируют дороги жизни, путешествие по жизни. Они соединяют различные Картины Сада и его точки в единое целое. Плавными, мягко-извилистыми линиями дорожки указывают путь, по которому мы можем пройти к каждой Картине Сада. 
Террасы, беседки или чайные домики – непременные архитектурные элементы японского сада. Именно оттуда можно спокойно любоваться садом и отдыхать, наслаждаясь уединением. 

Круглые окна чайных домиков, беседок и других сооружений символизируют Луну.
Все компоненты живой природы также имеют символическое значение и очень важны для понимания идеи, воплощенной мастером. Сосна в композиции японского сада, является символом сильного характера, отваги и мужественности, умения преодолевать трудности и препятствия. Если в саду есть сосна, то его хозяин — человек с сильным характером, умеющий слушать, сострадать и оказывать поддержку в нужный момент.
Плакучая ива вносит в композицию теплоту и умиротворенность. Связано это с тем, что она является символом чистоты, смирения, стыдливости и женственности. Причем такое понимание этого образа свойственно не только японской символике, но и русской.
Особенно почитается в Японии клён — символ вечности, величия, учёности, жизненной мудрости, тактичности. Как правило, его используют пожилые владельцы садов, умудренные большим жизненным опытом.
У представителей большинства народов особую символическую нагрузку несут цветы. Помимо этого, у каждого человека цветы вызывают собственные ассоциации, однако в Японии существует общепризнанная система значений различных видов цветов, здесь учитываются не только их форма и размер, но и цвет. Поскольку я не сильно разбираюсь в растениях (могу только отличить ромашку от розы), то выложу фотографии цветов которые мы видели в тот момент. Если кто нибудь в комментариях подскажет, что это за цветы, то буду очень рад и подпишу их названия.



Цветок камелия прекрасен, он завораживает своей красотой и изысканностью. Как ни странно, именно он является символом грусти, печали, а порой даже смерти, но в то же время он олицетворяет душевную чистоту и достоинство. В саду камелию используют как напоминание о тех, кого уже нет в этом мире.
Азалию обычно используют в японском саду благополучные семьи, в которых отношения строятся на любви, доверии и взаимопонимании. И это не случайно, ведь азалия — символ любви, дружбы, верности, душевной привязанности, открытости, обожания. Этот цветок защищает семейное счастье, действует умиротворяюще и успокаивающе. Пышные соцветия расположены близко к стеблю — единство и нерушимость в отношениях между членами одной семьи.

Прекрасный, пышный георгин означает величие и благородство, доброжелательность и отзывчивость. Человек, который хочет продемонстрировать свой изысканный вкус, душевность и силу характера, обязательно использует в композиции своего сада цветы георгина.
Цветы жасмина и их великолепный аромат создают в саду атмосферу уюта, защищенности и теплоты. Они способствуют дружеской беседе, чаепитию в кругу семьи. Жасмин олицетворяет собой откровенность, навевает приятные воспоминания, которые вносят в сердце покой и умиротворение.
Нарцисс в японской символике обозначает человека самовлюбленного и во всем сомневающегося, но в то же время сильного, веселого, постоянно надеющегося на лучшее. В Японии его также называют «ребенком двух сезонов».
Роза считается одним из самых благородных цветов, который в первую очередь выступает символом большой любви. А вот о том, какой именно, рассказывает цвет розы. Тёмно-красная роза символизирует страстную любовь, обожание, любовные переживания. Белая роза — первую, чистую, платоническую любовь. Розовая — тихую, застенчивую любовь.


В композиции японского сада часто присутствуют фруктовые деревья. Особый смысл имеют цветущие фруктовые деревья. Сакура — священное для Японии дерево. Цветки вишни символизируют самое лучшее в человеке и во взаимоотношениях людей. Это чистота, любовь, дружба, верность, благородство, умение жертвовать своими интересами, патриотизм, высокая духовность. Практически все цветки фруктовых деревьев (апельсинового дерева, персикового и т. д.) обозначают радость и красоту. К сожалению в то время когда мы посещали сад, сакура уже отцвела и мы не успели полюбоваться прекрасным зрелищем.
Второе мое посещение Японского сада уже не было таким суетливым, как в первый раз. Находясь в саду я уже получал огромное удовольствие от увиденного. Знание расшифровки символов, дает возможность усилить воздействие зрительных образов. Возвращаясь домой я понимаю, что получил душевное успокоение, которое наверное можно только сравнить с посещением церкви или прибыванием в медитации. Единственное, что удручает это многолюдность, но возможно это только в выходные дни. В дальнейшем я постараюсь сюда приходить по будням, вечерами. Для тех кто захочет посетить Японский сад могу сказать, что находится он на территории Ботанического сада. Вход платный: взрослый билет 200 руб., школьники и студенты 100 руб., пенсионеры 30 руб.


При написании статьи был использован интернет-ресурс http://bronza-tlt.ru/


5 комментариев:

  1. Да красиво,надо сходить посмотреть, интересно посмотреть эти сады в Японии или Китае, ну а уж если доведется создать свой русский или японский,какой получится такой и хорошо, то наверно можно считать что жизнь на самом деле удалась.Про цветы известно больше ,а вот камни на востоке считают тоже живыми существами со своим сознанием и свойствами характера и разной продолжительностью жизни.

    ОтветитьУдалить
  2. Японцы живут на островах вулканического происхождения и большую часть островов занимают горы и камни. Они считали, что территории, где много камней избираются богами для своего пребывания. Камни этих мест являются священными. Вообщем у них с давних времен особое отношение к камням.

    ОтветитьУдалить
  3. Эти кустарники - рододендроны.

    ОтветитьУдалить
  4. спасибо за интересный и увлекательный рассказ. Хотела бы я хотя бы час просто посидеть в японском саду...

    ОтветитьУдалить
  5. Здравствуйте, Александр! Неожиданно "набрела" на Ваш блог. С удовольствием начала знакомство с о-ч-ч-ч-ень интересной для меня темой и... И в который раз удивилась тому, как уютно устроился материал из цикла моих статей "Сад в японском стиле" (на bronza-tlt.ru) в очередном блоге. То есть, в этот раз - на Вашем. С тем только отличием, что в большинстве случаев указывается источник (мой сайт: bronza-tlt.ru) откуда взята информация по искусству японских садов. У Вас, к великому моему сожалению, этого нет. Несказанно огорчена... Ибо, посмотрев фото Ваших путешествий, прониклась уважением великим, так как фотоохота - любимейшее из моих дел (после создания японских садов, конечно). Удивилась и обрадовалась единомыслию... Но далее, увы, огорчилась... Очень жаль. Надеюсь, что укажите откуда взят материал для написания этой статьи. С уважением к Вашим фотоматериалам путешественника, Фомина Александра Ивановна.

    ОтветитьУдалить